| ||||
Тренинг-центр "Синтон", Николай Козлов
|
МЕТОДИКА МЮНСТЕРБЕРГАбсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокурорг
урстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелевизорболджщэхюэлгщбпамять
шогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспекта
кльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбь
юконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпр
ткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонт
ованияж.
В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время - это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).
Если вы нашли большее количество слов, вы или вспомнили древний язык или вам необходимо провериться у психиатра.
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.
Оценка результатов.
Концентрация внимания на хорошем уровне - если на каждую из таблиц затрачивается время не более 40 секунд включительно.
Концентрация внимания на достаточном уровне - если на каждую из таблиц затрачивается не более 50 секунд.
Концентрация слабая - если на каждую из таблиц затрачивается время более 50 секунд.
Методика «10 слов». Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.
Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).
Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.
Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.
Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.
Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.
Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.
Оценка результатов.
Концентрация внимания хорошая, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.
МОЖНО ЛИ РАЗВИТЬ КОНЦЕНТРАЦИЮ?Если ты моешь чашку - мой чашку.
(Китайская народная пословица)
Практически любое личностное качество подвержено не только деградации, но и развитию. За счет чего возможно развитие и усиление концентрации внимания?
Во-первых, за счет рефлексии. Сам факт осознания этого качества - концентрации внимания, осознания того, что я сам владелец своей энергии внимания и личной силы - поднимает человека на новый уровень. Очень важно видеть, куда именно расходуется ваша энергия. Многие люди могут справедливо возразить, что они не лениться, на диване не лежат, весь день крутятся, как белка в колесе. И это действительно так. Только «кпд» белки в колесе сами понимаете, какое. Чтобы овладеть в жизни на высоком уровне концентрацией внимания необходимо обладать качеством, которое в психологии называется «рефлексией».
Рефлексия - это умение видеть и отдавать себе самому отчет не только о направленности внимания, но и о своем психологическом состоянии, мыслях, чувствах, ощущениях. Это умение наблюдать себя самого как будто со стороны, как будто это наблюдает сторонний человек. Это умение видеть, где именно находится собственное внимание, куда оно направлено. Нерефлексирующий человек живет, плывя по течению - куда занесет. Рефлексия помогает личности осознать, где он находится, что делает, и что необходимо делать дальше.
Учиться осознанности жизни, несомненно, лучше всего у великих. Из дневника Л.Н.Толстого, запись 1 марта 1897 года:
«Я обтирал пыль в комнате, и, обойдя кругом, подошел к дивану, и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я чувствовал, что это уже невозможно вспомнить. Так что, если я обтирал и забыл это, то есть действовал бессознательно, то это все равно, как не было. Если бы кто осознательный видел, то можно было бы восстановить. Если же никто не видел или видел, но бессознательно; если целая жизнь многих пройдет бессознательно, то эта жизнь как бы не была».
Рефлексия - это условие для осознанного управления своим вниманием и своей жизнью.
УЧИТЕСЬ ВИДЕТЬ, КУДА НАПРАВЛЕНО ВАШЕ ВНИМАНИЕ И ВАША ЭНЕРГИЯ!
Время от времени спрашивайте себя самого:
Что я сейчас делаю?
Зачем я это делаю?
Туда ли я сейчас вкладываю свои ресурсы?
Я уверен, что это мне надо делать?
На что сейчас уходит мое время?
Стоит ли мне продолжать в это вкладываться?
Это действительно мне сейчас требуется?
Для того, чтобы не забывать это делать, полезно повесить крупными буквами перед глазами несколько таких вопросов из этого списка. Вы невольно будете их вспоминать и контролировать свои ресурсы и внимание. Учитесь видеть себя самого!
Упражнение «Рефлексивное чтение». Вы когда-нибудь контролировали собственный процесс чтения? Замечали, что часто пробегаете глазами по строчкам, но мысли где-то уже далеко, уже думают о чем-то постороннем? Внимание - вещь капризная, а особенно при слабой концентрации человек постоянно отвлекается, и даже потом уже не может вспомнить, о чем он читал. КПД такого чтения, понятно, невелико. Внимательное чтение предполагает улавливание не только общего смысла, но и всей глубины, заложенной в текст автором, всех деталей и нюансов - разумеется, если это не газета для скорочтения и не бульварно-детективное чтиво для убийства времени. Есть смысл тренироваться в этом упражнении на непустом материале, на книгах, достойных того, чтобы в них вчитываться и видеть в них глубину.
Упражнение заключается в том, чтобы полностью сконцентрироваться на тексте, полностью погрузиться в него своим вниманием, вчитываться без отвлечения в каждую строчку, искать и находить все, что сюда заложил писатель. Читайте в удобном темпе, не ставьте рекордов, а ставьте задачу вдуматься во все смыслы и нюансы. Одновременно - часть внимания на саморефлексии. Заметили, что отвлекаетесь - включаете волевые качества и вновь направляете луч внимания на главную задачу. Упражнение напоминает упражнение с секундной стрелкой, только вместо того, чем интересна стрелка - ищете, чем интересен текст. Если вам будет хватать волевых качеств и концентрированное и рефлексивное чтение войдет в привычку, вы сможете в любом тексте видеть больше, чем видят обычные читатели, воспринимающие книги вполглаза, как развлечение в метро.
Во-вторых, за счет эмоционального равновесия. Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. Полагаю, вы хорошо знаете на себе, что в возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль мешает человеку выполнять даже повседневные дела. Только в уравновешенном состоянии мы полностью способны направлять фокус внимания без потерь на отвлекающие факторы.
Показательный пример - уже упомянутые люди холерического темперамента, как люди с самым высоким уровнем эмоций, концентрируют свое внимание на любых объектах крайне непродолжительное время, с тем, чтобы опять переключиться на очередной объект. Поэтому работать над достижением эмоционального равновесия, снижения эмоционального фона, с помощью приведенных ниже упражнений, я рекомендую холерикам в первую очередь. Это позволит им нивелировать слабые места своего темперамента и лучше использовать сильные (подвижность ума, высокую энергетику, артистизм).
Людям остальных («нормальных») темпераментов тактическое снижение уровня эмоций рекомендуется в особо значимых ситуациях - перед важной беседой, экзаменами, деловыми переговорами, ответственной встречей. Перед такими ситуациями я рекомендую не отвлекаться на настольные журнальчики, разговоры с посторонними и даже на мобильные звонки - вряд ли можно увидеть спортсмена-профессонала, листающего перед матчем глянцевый журнал или весело балагурящего по мобильному. Поведение спортсмена перед матчем - это разминка и внутренняя сосредоточенность. Так и мы, пусть не все спортсмены, но в своем деле, надеюсь - все профессионалы.
Лучше всего сосредоточится на простых, но эффективных упражнениях на эмоциональное равновесие, на увеличение собранности и повышение концентрации внимания. Тогда на самих переговорах ваше мышление и внимание будут работать на все сто процентов и вы проявите все свои лучшие качества. Приведу здесь несколько таких упражнения, а еще дальше вы сможете найти еще ряд упражнений, подходящих для этих целей.
Упражнение «Дыхание». Это хорошее упражнение не только для повышения сосредоточенности перед важным делом, но и для оперативного устранения лишнего волнения, например, перед публичным выступлением. Чуть более глубоко дыша, концентрируетесь на процессе дыхания. Подробно следите мысленным взором, как воздух проникает через дыхательные пути в ваши легкие, медленно наполняет и расширяет их. А затем, после паузы, столь же медленно покидает, проходя в обратном направлении. Время выполнения - по обстоятельствам.
Упражнение «Гладь озера». Особенно эффективно для снижения лишней эмоциональности и внутреннюю сосредоточенность. Представляете перед мысленным взором абсолютно тихую безветренную гладь озера. Поверхность озера совершенно спокойная, безмятежная, гладкая, отражающая прекрасные берега водоема. Вода озера зеркальная, чистая, ровная, отражающая синее небо, белоснежные облака и высокие деревья. Вы просто любуетесь гладью этого озера и медитируете на него, настраиваясь на его спокойствие и безмятежность.
Упражнение «Четки». Старинный восточный способ сосредоточения и устранения беспокоящих мыслей. Не спеша перебираете четки, полностью сосредоточившись на этом занятии, направляя свой фокус внимание только на сам процесс. Слушаете свои ощущения в районе контакта с пальцами и погружаетесь в них, достигая спокойствия и осознанности. Если нет четок, можно их заменить прокручиванием больших пальцев. Скрестите пальцы вместе, как это в задумчивости делают многие люди, и прокручивайте большие пальцы, сконцентрировавшись только на этом процессе.
Упражнение «Кинолента». На внутреннюю сосредоточенность и упорядочение эмоциональности. Представьте, что вы смотрите видеозапись сегодняшнего (или вчерашнего) дня своей жизни - со стороны, как в кинозале. Вспоминайте во всех мельчайших подробностях, как прошел день. Как встали, что делали утром, готовились к выходу из дома, как вышли, какие были мелкие и значимые события всего дня, с кем и о чем говорили, что было ближе к вечеру. Вспоминайте тщательно и подробно, стараясь не упустить ни одной картинки. Если сейчас вас ждет важная встреча или переговоры, еще раз мысленно прокрутите самые важные, ключевые тезисы и позиции, на которых вы будете строить свою беседу.
Упражнение «Мысленное расслабление». Расположитесь на стуле (кресле) удобно, но по-возможности прямо, опираясь на спинку. Внутренним взором начните просматривать и расслаблять части своего тела, на которое вы направляете свой мысленный фокус внимания. Сначала направьте внимание в самый низ - на ступню правой ноги, останавливаетесь на этой области на несколько секунд, внутренним приказом полностью расслабьте ее, поднимайтесь выше. Далее фиксируете внимание на икроножной области правой ноги, полностью расслабьте. Далее поднимаетесь к области колена, прочувствуйте и расслабьте ее. Еще выше. Далее левую ногу. Потом область половых органов. Область живота. Грудной клетки. И так далее. Не спеша, с минимальным передвижением вверх. Добивайтесь полного последовательного расслабления все областей тела, но еще не падая со стула, минимальный контроль все равно остается. Это хороший способ не только тренировать концентрацию, но и отдохнуть незаметно для окружения. Обычно на это упражнение требуется 5-7 минут.
Упражнение «Сфинкс». При внешней простоте это более трудное упражнение, чем предыдущее. Необходимо находиться на стуле абсолютно спокойно, совершенно неподвижно, не шевелясь, останавливая любые непроизвольные мускульные движения. Состояние расслабленное, напрягаться не требуется. Мысли отпустите, позвольте им также расслабленно приходить и уходить, специально никуда не направляя. Хорошо, если вы добьетесь комфортного неподвижного состояния мудрого сфинкса в течение 15 минут.
Упражнение «Скульптура». Если вы бывали в Европе, то видели на туристских улицах людей в специальной краске, которые работают живыми скульптурами. Часто это актеры, которым развитая концентрация позволяет находиться неподвижно в непростых позах довольно длительное время. Не дай бог работать манекеном, но это полезное упражнение на проверку и развитие произвольной концентрации. Самый простой уровень - обычная прямая поза. Если вы сможете в состоянии полной неподвижности, но в относительно расслабленном комфортном состоянии 10 минут - это хороший результат. Усложните позу - приподнимите руки, наклоните голову, поверните корпус и опять добивайтесь полной неподвижности. Понятно, что чем сложнее поза, тем труднее упражнение и меньше контрольное время. Минус этого упражнения в том, что его можно сделать на людях только один раз - до приезда неотложки.
В-третьих, можно развить концентрацию за счет тренировки внимания. Тренировка развивает не только мышцы физические, но и психические. Интересно, что у тренированного внимания повышается не только сама концентрация, или по-другому говоря, устойчивость внимания, но и, как следствие, такое важное качество, как объем внимания.
Объем внимания - это умение удерживать своим мысленным взором даже не один, а несколько объектов. Этим качеством прославился римский император Гай Юлий Цезарь - он был способен совершать несколько дел одновременно, беседовать, читать сообщения, слушать устные отчеты и отдавать точные распоряжения и принимать ванну, причем без видимой потери качества всех этих процессов. Какая экономия временных ресурсов для руководящего работника!
ВЫСОКИЙ ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМ ПРИ СЛОЖНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГДЕ ТРЕБУЕТСЯ УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕМ НЕСКОЛЬКО ОБЪЕКТОВ ОДНОВРЕМЕННО!
Например, вождение автомобиля. Поначалу, когда чайник садиться за руль, ему кажется, что научиться водить машину столь же недостижимо, как научиться управлять звездолетом - столько кнопочек, стрелочек, рычажков, индикаторов, тут еще педали мешают, руль неудобный… А ведь за окнами автомобиля тоже жизнь, грузовики навстречу несутся, старушки под колеса бросаются, мамаши с колясками по переходу норовят проехать, а ведь надо еще и дорогу помнить…
Поэтому начинающего водителя учат осваивать каждое действие отдельно, постепенно и последовательно, пока оно не перейдет в автоматизм, в подсознание. Сначала газ, потом тормоз, сцепление, опять газ, тормоз, сцепление… Пока не перестает путаться. Потом осваиваем коробку передач. Потом попробуем совместить. И так далее, пока действия курсанта не превратятся в прочный навык, а объема внимания будет хватать на все одновременно. Вот тогда его допустят до улицы, и только через несколько месяцев начинающий водитель перестанет потеть, освободится от стресса и научится получать удовольствие за рулем. Может быть.
К сожалению, человек с ограниченным объемом внимания похож на человека с ограниченными возможностями, вряд ли он станет хорошим водителем. А вот Гай Юлий Цезарь с его мастерством стал бы отличным водителем уже на третий день обучения и попросился бы уже за руль боевого самолета.
Также, хороший оратор обязан иметь высокий объем концентрации внимания - и в этом его сила тоже! На моих тренингах по ораторскому мастерству участники постепенно приходят к удерживанию в объеме внимания всех параметров речи - энергетики, силы голоса, взгляда, дикции, темпа, пауз, жестикуляции, строения предложений, а еще необходимо контролировать содержание, и структуру речи, и состояние аудитории… А кому легко? - говорю я им, - тяжело в учении, легко в зоне поражения…
ТРЕНИНГ КОНЦЕНТРАЦИИГлавное - видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий!
(Правило чародеев для прохождения сквозь стены.)
Продолжим тренировку концентрации. Предложу читателям еще несколько упражнений на концентрацию внимания, кроме уже приведенных выше. Это упражнения на повышение степени собранности личности, на развитие и испытание произвольной концентрации внимания.
Упражнение «Линия». Задача - на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении - делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.
Упражнение «Дальтоник». При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.
Хорошо, если после тренировки вам в принципе это удалось сделать без ошибок.
Упражнение Клинсмана. Знаменитый немецкий футболист, ныне успешный тренер Юрген Клинсман придумал для себя следующий способ тренировать концентрацию внимания перед матчем. Для этого он, как и космонавты, тоже использовал часы, только в более жестокой форме. Клинсман с помощью пинцета он полностью разбирал и опять тщательно собирал весь часовой механизм. Более того, в сборной Германии под своим началом он ввел это упражнение в практику тренировок, добиваясь от всех игроков полного восстановления хода часов. Если у вас не останется лишних деталей - это уже хороший уровень.
Упражнение «Муха». Представьте поле для игры в крестики-нолики. Три на три. В центральном поле сидит муха. Задача - двигать муху так, чтобы она не выходила за края поля, и не теряя ее своим фокусом внимания. Есть только четыре хода - «вверх», «вниз», «вправо», «влево». По диагонали муха не ходит, задний ход муха не дает - это считается ошибкой. Разумеется, двигать муху исключительно мысленно, рисовать поле на бумаге нельзя - игра теряет смысл. Интереснее играть вдвоем-втроем и более, труднее одному. Если вы без ошибок продержались пять минут - это хороший уровень концентрации.
Упражнение «Две мухи». Более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находится две мухи - муха один и муха два. Ходят мухи по очереди, например: «Муха один - вверх», «Муха два - вправо». Правила и задача - такие же: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок - хороший результат.
Упражнение «Объемная муха». Самый сложный вариант. Представьте поле для игры в крестики-нолики уже не плоское, а объемное, как кубик Рубика. В самом центре этого объемного поля, внутри, сидит муха. Задача та же - двигать без ошибок и не терять муху. К предыдущим ходам «вверх», «вниз», «вправо», «влево» добавляется еще два хода - «к себе» и «от себя». В компании на всех «мухах» интересно проверить сравнительный уровень концентрации внимания мужчин и женщин. Обычно женщины играют хуже и чаще ошибаются, чем повышают самооценку мужчин - «мы все-таки умнее…!»
Упражнение для самых умных. Которые уже догадались, что это упражнение - две «объемные мухи». Задача - безошибочно двигать по кубику Рубика муху «один» и муху «два». Это упражнение находится уже на грани возможности даже для самых продвинутых. Вряд ли вам удастся продержаться более тридцати секунд. Это подвластно уже только людям с профессиональной концентрацией внимания - шахматистам, математикам, научным сотрудникам. Если все-таки удалось - переходите к трем «объемным мухам».
Упражнение Левитана. Наш легендарный диктор Юрий Левитан, чтобы исключить нередкие даже у хороших дикторов ошибки (а чем грозила ошибка в сталинское время, объяснять не надо), тренировал профессиональную концентрацию внимания, читая перевернутый вверх ногами текст. Иногда он даже просил коллег подталкивать и мешать ему, чтобы еще больше затруднить задачу. Читал текст размеренно, громко, ровным темпом, добиваясь обычного качественного звучания. Проверьте себя. Для непрофессионала одна страница печатного текста - хороший результат.
Упражнение «Шагающий экскаватор». Задача - сосчитать количество шагов от дома до работы, магазина, метро, детского сада, пивного ларька или другого любимого объекта. Если вы не сбились со счета за 10-ти минутный стандартный отрезок пути, это говорит о высокой концентрации.
Упражнение «Ладонь». Задача - без отвлечений внимания рассматривать свою ладонь, как это делает гадалка. Полностью концентрируетесь на мельчайших деталях. Все имеет значение - линии, ответвления, бугорки, рисунок кожного покрова, строение пальцев. Чем больше особенностей и деталей отыщите за три минуты, тем выше у вас была концентрация внимания.
Упражнение «Разведчик». Прочитайте абзац текста в незнакомой книге. И попробуйте воспроизвести на память слово в слово. Сразу вряд ли это получиться. Поэтому желательно тренироваться, добиваясь дословного воспроизведения сначала первого предложения. Потом двух первых предложений. Потом трех. И так далее. При этом каждый раз необходимо брать новый абзац текста, иначе это упражнение потеряет свой первоначальный смысл. Отличный уровень - дословное воспроизведение с первого просмотра текста из пяти-шести предложений. Тогда с вами можно будет пойти в разведку.
Упражнение «Абырвалг». Возьмите простые слова из двух слогов и переворачивайте их вслух: буква - авкуб, шапка - акпаш, кошка - акшок, солнце - ецнлос, башня - яншаб, какао - оакак. Разумеется, не читать, а мысленно переворачивать и сразу произносить за счет оперативной памяти. Если простые слова переворачивать получается, можно переходить к более сложным из трех слогов: килограмм, каламбур, бракодел, бабушка, гармония. Ну, и самые сложные слова уже на грани выполнения: барабанщик, бутерброд, спекуляция, гардемарин, безобразие, понедельник. В эту игру интересно играть с детьми - как соревнование, кто быстрее справиться?
Упражнение «Бронированный колпак». Представляете вокруг себя прозрачный, но очень прочный бронированный колпак. Он виртуальный, но через него вас никто не может побеспокоить и отвлечь - броня колпака отражает все внешние факторы. А вы в нем в это время занимаетесь своим делом, вниманием полностью погрузившись в процесс - и ничто снаружи не может вас потревожить. Актуально для работы в офисе, где много шумов и отвлекающих факторов. Или дома, за чтением книги, особенно, когда кто-то рядом готовит ужин, смотрит телевизор или слушает радио.
Упражнение «Сверхвнимание». Полезное упражнение, когда занимаетесь делом. Прикажите себе мысленно - «сверхвнимание включено!» По этой команде представляете яркий луч внимания, который направлен на объект или дело, которым вы сейчас занимаетесь - читаете, беседуете, делаете покупки, моете посуду, починяете примус. По этой команде вы полностью сосредотачиваетесь на объекте или своем деле, задействуя весь ресурс произвольной концентрации внимания, то есть силу воли. Делайте необходимое дело с включением повышенной концентрации внимания, пока сами себе не отмените команду, ведь в режиме «турбо» постоянно находиться невозможно. Когда дело закончено или уже сочтете нужным, просто командуете себе - «сверхвнимание выключено!» и переходите в обычный режим. Полезно включать сверхвнимание на ответственных событиях - встречах, переговорах, собеседованиях и т.д. Тогда наше сознание и подсознание фиксирует всю информацию вплоть до мелких деталей. Как известно, в бизнесе, как и в общении - мелочей нет!
ИЩИ МОТИВ!Да будь я негром преклонных годов
И то, без унынья и лени
Я русский бы выучил только за то
Что им разговаривал Ленин!
(Владимир Маяковский)
Волевые мышцы психики - это важное, но не единственное, что помогает добиваться результата. Было бы неправильно работать только за счет «голой» произвольной концентрации, только на силе воли.
Признайтесь, сколько раз вы начинали делать зарядку по утрам?
Сколько раз обещали регулярно ходить в тренажерный зал?
Начинали бегать по утрам?
Садились на правильную диету?
Обещали себе вести дневник?
Брались выполнять режим дня?
Отказаться от пива?
Собирались стереть компьютерные игры?
Начинали учить английский язык?
Прекратить тратить время на пустопорожние сериалы и другие ТВ-зрелища?
Продолжите список сами.
Думается, что все это происходило неоднократно. А сколько в жизни еще будет подобных присяг? К сожалению, даже волевые люди зачастую ломаются на трудных, рутинных, скучных заданиях. Даже у увлеченных людей со временем энтузиазм заканчивается. Отсутствие явной необходимости и слишком отдаленная цель убивает теплящуюся в глубине души мотивацию. А уж людям с обычной волей не хватает волевых мышц даже на элементарную самодисциплину на уровне вставания с постели по часам - это грустный факт физиологии человеческой психики.
Все знают, что курить вредно. Но почему-то табачная промышленность без дела не остается! Большинство курильщиков подпишется под фразой Марк Твена: «Бросать курить легко, я лично это делал раз десять!» Для того, чтобы сразу и навсегда бросить курить, нужно всего лишь увидеть фильм из своей будущей жизни - увидеть себя, умирающим от рака легких или хотя бы сходить в онкологическую клинику на экскурсию. А пока гром не грянул, мотива нет, как-то не до этого, может, обойдется…
Социальным психологам известна печальная статистика смертности у пожилых людей. Пик смертности приходится на первые годы после выхода на пенсию! Почему после выхода на пенсию очень часто человек быстро старится и дряхлеет, буквально на глазах, хотя до этого держался молодцом? Правильно. Пропадает цель, пропадает мотивация и, как следствие, смысл существования. После пенсии - незачем жить.
|
|
||
|