| ||||
Тренинг-центр "Синтон", Николай Козлов
|
Каждому тренеру приходится разрабатывать и проводить новые тренинги. Как сделать новый тренинг? Есть несколько вариантов создания: тренер может взять свой старый тренинг, доработать его, изменить под новые заказы и требования рынка. Может пойти и другим путем - создать новую программу под новую тему. Это может быть заказ от компаний, но может быть и желание самого тренера. Нередко это связано с запросами его аудитории или ему в голову пришла новая тема. Тренер еще не знает, будет ли этот тренинг востребован на рынке тренинговых услуг. Создавая новую программу, тренер имеет определенные критерии качественного тренинга. У разных тренеров они разные. Я предлагаю следующие критерии качественного тренинга личностного роста. Эти критерии основаны на том, что нравится, интересно участникам тренинга а не тренеру. Критерии должны быть достаточно объективны.
Критерии качественного тренинга
1. Новизна темы.
2. Новизна, структурированность и оригинальность подачи информации.
3. Новизна упражнений.
4. Практичность и понятность упражнений и игр.
5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни
6. Получение ответов на свои вопросы
7. Приятная атмосфера на тренинге.
8. Личность самого тренера
Я считаю, что главный интегральный критерий качественного тренинга – его востребованность на рынке тренинговых услуг. Естественно, на успешность проведения тренинга влияет и подача материала самим тренером. От каких качеств тренера зависит восприятие программы, а значит и успех тренинга?
• Профессиональные тренерские качества: умение публично выступать, организовать и управлять дискуссиями, давать эффективную обратную связь участникам тренинга, самому участвовать в демонстрации некоторых упражнений.
• Личностные качества: энергетика, артистизм, эмоциональность, гибкость, остроумие, юмор и др.
• Определенный профессиональный и жизненный опыт.
• Достаточно глубокие знания по теме тренинга.
Некоторые тренеры, имея довольно среднюю программу, великолепно проводят тренинг, максимально используя свой потенциал. Нередко рекламируемое название тренинга мало стыкуется с тем, что происходит на тренинге, а люди довольны.
Тренинг может быть качественным, но не востребованным на рынке по разным причинам: отсутствие надлежащей рекламы или его направленность на узкую аудиторию. Мой опыт показывает: создав новую программу, успешный тренер дорабатывает ее, получая обратную связь со стороны участников тренинга, постоянно стремясь к повышению качества тренинга.
Один из критериев удавшегося тренинга - эмоциональный подъем, который испытывает сам тренер. Другими критериями могут быть – постоянный интерес к программе, желание сделать ее более яркой, оригинальной. Тренер готов думать о программе 24 часа в сутки Но бывает и так, что субъективное восприятие тренером процесса тренинга может кардинально отличаться от восприятия участников - как в положительную , так в отрицательную сторону.
Для меня, пожалуй, важный критерий успешности тренинга – это умение тренера давать обратную связь участникам, с последующим повтором отрабатываемого упражнения. Участники тренинга всегда хотят понять, что они делают правильно, а что нет.
Чтобы создать новую программу тренинга, имеет смысл задавать себе следующие вопросы:
• Зачем я делаю этот тренинг, какую цель я преследую?
• Какие цели и задачи тренинга?
• На какую аудиторию рассчитан тренинг?
• Что здесь новое?
• Чем я отличаюсь от конкурентов?
• Соответствуют упражнения информационным блокам?
• Как сделать тренинг ярче, наглядней?
• Какие еще есть варианты проведения тренинга?
• Будет тренинг интересен аудитории и чем?
• Насколько тренинг рентабелен?
Конечно, можно обойтись и без этих вопросов. Но вопросы помогают нам посмотреть на программу тренинга шире и увидеть новые возможности в его разработке.
Как создать идею, сценарий нового тренинга и грамотно его срежиссировать?
Здесь тоже есть подсказки. Вот несколько основных правил, которые есть в любом учебнике по креативности.
• Возьми у лучших тренеров программу и сделай под себя.
• Комбинация модулей из разных имеющихся программ
• Возьми материалы для тренинга из других сфер жизни: упражнения, игры, информацию.
• Ищи новый диапазон применения уже имеющейся программы тренинга
• Какая информация особенно интересует участников тренингов - новая программа,
• Какие модули тренинга пользуются особым успехом новая программа.
Что делать с бизнес–тренингами?
В случае создания новых бизнес–тренингов, мы должны руководствоваться и другими критериями. Существует много вариантов оценки успешности проводимых бизнес-тренингов. Возьмем наиболее распространенную модель критериев результативности тренинга.
Модель Киркпатрика
1. Реакция: насколько тренинг понравился участникам (ведущий тренинга, атмосфера на тренинге, программа, организация тренинга)
2. Усвоение: какая информация, какие компетенции, навыки были усвоены в результате обучения.
3. Поведение: как в результате обучения изменилось поведение участников тренинга в их профессиональной деятельности.
4. Результат: каковы результаты поведения участников, измеренные в экономических показателях
Мы попадаем в ситуацию треугольника: есть тренер, участники тренинга, но есть еще и заказчик. Восприятие тренинга у участников может быть одним, а у заказчика другим.
Как здесь можно улучшить качество тренинга?
Во-первых, необходимо проводить демонстрации с участием лучших сотрудников: как они осуществляют продажи, переговоры, управление персоналом.
Во-вторых, подробная обратная связь между тренером и участникам тренинга.
В-третьих, по максимуму использовать потенциал участников тренинга.
В-четвертых, после проведения тренинга рекомендуются устные и письменные экзамены по тематике тренинга и экзаменационные ролевые упражнения.
В-пятых, отработать поле проблем и ожиданий.
Имеет смысл проводить диагностику уровня знаний, компетенций, навыков и уровня мотивации на обучение участников тренинга перед началом программы, а также задуматься над тем, кто и как после тренинга будут контролировать, стимулировать и мотивировать участников на использование полученных знаний и умений в их деятельности.
Выводы
1. Нужно иметь четкие критерии оценки, чтобы разработать и проводить качественный тренинг личностного роста.
2. При разработке бизнес - тренинга мы должны иметь не только четкие критерии его оценки, но учитывать и другие общепринятые модели оценки тренинга, ориентированные на анализ изменения поведения участников тренинга в их непосредственной деятельности и экономических показателей эффективности.
|
|
||
|