Посчитать рейтинг тренера
Стать участником
Заявка на участие в конкурсах

Авторизация
Логин:
Пароль:
Вспомнить пароль
Регистрация


Тренинг-центр "Синтон", Николай Козлов 
Москва. Самопознание.ру -все тренинги и семинары




  
Подписаться письмом 

  

Подписаться письмом 


СИЛА КОНЦЕНТРАЦИИ ИЛИ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ 


Есть три вещи, на которые человек может смотреть бесконечно долго. На огонь, на воду - и на то, как работает другой человек…
(Народная мудрость)

Одного космонавта журналисты спросили - какое упражнение перед полетом в космос самое трудное и самое вредное, ведь вас как-то тренируют перед полетом? Он подумал-подумал и сказал:

- Вы знаете, как только не издеваются над нашим братом космонавтом - барокамера, центрифуга, вверх ногами, вниз ногами… Однако самое трудное, самое вредное, но, может быть, самое полезное упражнение называется «Секундная стрелка». Суть упражнения в том, что надо взять обычные часы - и внимательно наблюдать за секундной стрелкой пять минут. И думать только о ней. Сам себя контролируешь. Отвлекся - ставишь себе минус и опять сначала…

На что направлено это упражнение? Правильно, на тренировку качества, которое называется «концентрация внимания». А зачем космонавту необходима концентрация внимания? Может быть, следить за стрелками на приборах и не отвлекаться? Нет, все сложнее. Для космонавта это качество является актуальным и даже жизненно важным по той причине, что цена ошибки космонавта очень высока. Он не имеет права ошибаться - как и сапер, который ошибается только один раз. От космонавта зависит вся эта многомиллионная корабельная техника, бороздящая просторы вселенной, вся программа полета, и сама жизнь - он может просто не вернуться на Землю…

Но не только для космонавтов актуально это качество. Для нас, земных жителей, тоже. Это могут рассказать не только саперы, но и, например, автомобилисты. От чего происходят аварии на дорогах - причем зачастую в них попадают не только новички, но и самые опытные водители? От сиюминутной «расконцентрации» - и в этом автомобилист сродни и космонавту и саперу. Секундная расслабленность, потеря внимания, а ситуация обострилась - и вот уже водитель не успевает среагировать, свернуть, затормозить, а кто-то дожить до пенсии. Если бы не потеря концентрации - никаких бы аварий не было. Алкоголь за рулем запрещен только по этой причине - из физиологии мозга известно, что при действии алкоголя высокая концентрация внимания труднодостижима.

Актерская профессия - полностью построена на концентрации внимания на своей роли, на полном погружении в жизнь своего персонажа. Представляете, если актер на сцене своим вниманием вернется к реальной жизни и вспомнит, что никакой он не Гамлет, а Вася, у которого за кооперативную квартиру не заплачено и сын двоечник? И что его партнерша по сцене никакая не Офелия, а Машка, с которой он только что в курилке обсуждал новости? Тогда актер просто «расколется» (такой актерский термин), то есть выйдет из роли и глупо захихикает. Понятно, что спектакль будет сорван. Актер не имеет права «колоться» - это признак непрофессионализма!

Где еще актуальна высокая концентрация внимания? В частности, в спорте. Все спортсмены знают, что высокая концентрация это их хлеб и работают над этим качеством. В чем сила концентрации в спорте? В игровых видах спорта: футбол, хоккей, волейбол - от концентрации зависит включенность и настрой на победу. В циклических видах: бег, лыжи, велосипед, плавание - умение преодолевать усталость и не расслабляться ни на секунду. В творческих видах: гимнастика, фигурное катание, акробатика - это мастерство абсолютно точных движений своего тела. А от чего зависит успех в шахматах, очевидно даже ребенку. Посидите над шахматной позицией часа два-три, держа перед мысленным взором все сотни возможных ходов и комбинаций! Оружие шахматиста - концентрация внимания и основанное на нем мышление.

Самая показательная иллюстрация силы концентрации в спорте - это вратарь, например, в футболе. Сколько раз за матч вратарь касается мяча? Очень немного - можно сосчитать на пальцах рук и ног. Сколько времени за весь матч он держит в руках мяч? Всего лишь около двух минут. Так значит, ему можно за остальные 88 минут вычесть зарплату? Нет, доблесть вратаря не во владении мячом, и даже не в длине рук и не в мощности прыжка - а в стопроцентной концентрации внимания. Его задача быть все 90 минут матча полностью  сконцентрированным на ситуации, на положении мяча, пасах и комбинациях противников, перемещениях футболистов. Как бы вратаря не отвлекали закрывающие обзор противники, орущие болельщики, а также собственные проблемы,  мастерство голкипера - это полная концентрация внимания. Секундная расслабленность и потеря концентрации ведет к задержке при реагировании на мяч, неточным движениям, проигрышу - и обесцениванию труда всей команды. В историю спорта входят не только великие победы, но и обидные проигрыши из-за выпавшего из рук мяча.

Есть такой поучительный факт из жизни. Однажды известному футболисту Аршавину жена позвонила за три часа до матча и сообщила о том, что угнан его автомобиль «Лэнд Крузер», стоимостью сами знаете сколько. Вся команда посочувствовала. Потом все игроки стали сами на всякий случай звонить домой, чтобы справиться о своих машинах, квартирах, счетах, акциях. Тем временем наступило время матча - вся команда приехала на стадион, выслушала установку тренера, провела разминку, и начала игру… Матч с аутсайдером был проигран со счетом 0:3. В чем причина проигрыша? Совершенно верно. В том, что во время игры мыслями эта команда была не на поле, не на мяче и на воротах соперника - а далеко в своем городе, в своих делах, в своих тревогах и заботах. Для результата недостаточно просто гонять мяч, надо гонять его с полной самоотдачей, что в этой ситуации игроки не смогли сделать.

Отсюда вывод. Чтобы добиться нужного результата, не обязательно покупать судью, нужно провести информационную диверсию в стане другой команды. Это шутка, но уверен, похожие ситуации были и в вашей жизни. Человек крайне отвлекаем на свои проблемы и неудачи. И в нашей жизни мы зачастую не можем сосредоточиться на важном деле и работаем с низкой эффективностью, думая о неприятностях, проблемных местах своей жизни, о болезни родителей, ситуации с детьми и всем, что взволновало нас накануне. 

В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?


Человеческий мозг начинает работать с момента рождения человека, и не прекращает это делать до тех пор, пока вы не выходите на публику с речью.
(Закон природы)

В чем же сила концентрации внимания? Разберемся, зачем она нужна и на что она влияет? По сути, от степени концентрации зависит успех в любом деле - в бизнесе, в обучении, в общении, в переговорах, в ораторском мастерстве и другой деятельности человека. Концентрация внимания - это основа, база, фундамент любого практического действия!

В бизнесе концентрация внимания - это степень целеустремленности и умение сосредотачиваться на главном.

В обучении - это умение полностью принять всю информацию от преподавателя или другого источника, концентрация значительно повышает воспринимаемость и обработку информации мозгом.

В общении - это великое искусство чувствовать и понимать в разговоре не сколько себя, сколько другого человека. Человека рассеянного видно сразу по стилю общения. Он не может сосредоточиться на собеседнике, ерзает и подергивает руками и разными частями тела, глаза бегают по сторонам и не могут зафиксироваться на партнере. Его мысли перескакивают от одного к другому. Понаблюдайте за собой и за другими. Очень интересно в беседе оценивать на живых людях степень развитости концентрации внимания. Люди холерического темперамента, при всех своих других замечательных качествах, не в состоянии удерживать тему разговора более 8 секунд. Им неинтересно «долго» обсуждать одну тему - они прыгают по всем  темам и областям жизни, как лягушка-путешественница…

В переговорах концентрация внимания - это умение не дать себя запутать и реализовать свои интересы. Это умение отслеживать ходы партнеров и проводить свою линию, удерживая в сознании всю необходимую информацию. Это наблюдательность и умение держать в сфере внимания все ходы партнеров.

В ораторском мастерстве - это умение при яркой и выразительной форме сохранять четкость мышления и глубокое содержание речи. Это искусство совмещать свой мыслительный процесс и ясное выражение этих мыслей, даже в условиях мешающих факторов.

Судьба, содержание жизни - тоже зависит от концентрации внимания. Известно, что на чем мы фиксируемся, то и реализуется в нашей жизни. Находим мы только то, что ищем. Все в нашей жизни создается дважды - сначала в уме, потом в реальности. Люди с негативным мышлением разумом находятся в постоянных проблемах - и в результате питают, поддерживают и выращивают эти проблемы своей энергией. Люди с позитивным мышлением - привлекают удачу, успех и формируют свою реальность. 

Чудеса, утверждают специалисты мистического жанра, тоже формируются силой мысли. Известно, что сила мысли восстанавливает здоровье, притягивает деньги, формирует события жизни, людей, материальные блага. Однако чудес в жизни, к сожалению, маловато, потому что люди забывают главное. Работает не просто сила мысли, а сила сфокусированной мысли!

СИЛА КОНЦЕНТРАЦИИ - ЭТО ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!

Способность к высокой концентрации предоставляет человеку возможность выполнить гораздо больший объем своей работы, своего дела! Более того, высокая сосредоточенность позволяет работать не только с большим количеством, но и с гораздо лучшим качеством. Высокая концентрация позволяет преуспеть в самых разных областях своей деятельности и быть намного успешнее других. Приходится признать, что высокая личная эффективность невозможна без полной концентрации внимания на своей задаче. Еще К.С. Станиславский приговаривал своим актерам, когда они ленились:

ГЕНИЙ - ЭТО ОДИН ПРОЦЕНТ ТАЛАНТА, И 99 ПРОЦЕНТОВ ТРУДА!

Талантливых людей много - но этот талант никто никогда не узнает без способности к высокой сосредоточенности и самоотдаче. И эти 99 процентов труда возможны только при развитой концентрации внимания.

Именно внимание придает направленность человеческой силе, фокусирует ее. Тот же великий режиссер не уставал повторять:

ГДЕ ВНИМАНИЕ - ТАМ ЭНЕРГИЯ!

А где энергия - туда приложена сила, а где сила, там результат.

ГДЕ ЭНЕРГИЯ - ТАМ И РЕЗУЛЬТАТ!

Куда сконцентрируете энергию - там и получите отдачу. Потенциально любой человек обладает огромной энергией для достижения практически любых, даже самых амбициозных целей. Потенциально любой человек - это могущественный гений! Но проблема в том, что этот потенциал распыляется, как рассеивается тепло костра, греющего котел с водой. Котел нагревается только через долгие десятки минут, «кпд» костра близко к нулевой отметке, а вся остальная энергия костра идет на обогревание улицы.

Так же и люди. Большинство людей греют улицу, так ничего значимого по жизни и не достигая. Многие способные, но рассеянные (как с улицы Бассейной) личности всю жизнь рассеивают это свое могущество, способности и внутренние силы, как растворяется тепловая энергия в воздухе - во всех направлениях и с ничтожным результатом. Это хорошо иллюстрирует следующая история:

Притча о кувшине. Гуру и ученики. Учитель ставит перед собой пустой кувшин и на глазах учеников наполняет его доверху крупными камнями.

- Скажите мне, пустой кувшин или полный?
- О, учитель! Кувшин, понятно, полный…

Учитель молча добавляет в кувшин камни помельче, пока они не перестают помещаться.

- А сейчас, кувшин пустой или полный?
- О, учитель, конечно, сейчас-то кувшин полный!

Учитель добавляет туда несколько горстей песка:

- А сейчас, кувшин пустой или полный?
- Да, учитель, сейчас наконец мы поняли, кувшин абсолютно полный!

На это учитель доливает туда еще воды…

Так и в нашей жизни. Если мы заполним ее важными вещами, более мелкие все равно поместятся. А если будем заполнять мелкими, то ничему большому и значительному не останется места…

Есть такая статистика. Знаете, о чем жалеют люди перед смертью?

ТОЛЬКО 20% ЛЮДЕЙ ЖАЛЕЮТ О ТОМ, ЧТО ОСТАВЛЯЮТ В ЭТОМ МИРЕ.
А 80% ЛЮДЕЙ ЖАЛЕЕТ О ТОМ, ЧТО ТАК И НЕ БЫЛО СДЕЛАНО!

О принципе жизни большинства людей весьма вульгарно, но очень метко сказала одна моя  знакомая дама (извините, приведу без цензуры): «Жопа в киселе - и ладно. Попу не морозит - и хорошо». Кого-нибудь узнали? В список самых вредоносных болезней человечества смело можно добавить лень. Лень - это отсутствие направленной энергетики, это неумение собраться и направить свою силу воли на ежедневные подвиги. Лень - это победа сиюминутных желаний над желаниями заветными.

Но зато сконцентрированная энергия совершает чудеса! Та же энергия котла с водой позволяет тащить паровозу многотонные вагоны по рельсам - за счет концентрации энергии котла.

Энергия жалких миллилитров топлива, взорванная и направленная в поршнях двигателя, заставляет автомобиль нестись с огромной скоростью. Сфокусированный зеркалами свет всего одной лампы позволяет прожектору освещать темноту на десятки километров. Наконечник стрелы, несущий заряд тетивы, пробивает металл. Удар ладонью ломает прочные доски благодаря полному вложению всей энергии каратиста.

Однажды великий мастер стрельбы из лука выбирал себе учеников. Он повесил перед начинающими стрелками на дерево мишень и спросил - что вы видите?

Один сказал:

- Я вижу дерево и мишень на нем.

Второй сказал:

- А я вижу дерево, птиц на ветках, облака на небе.

А третий сказал:

- А я не могу ничего видеть, кроме мишени…

И учитель произнес:

- Только такой человек может стать попадающим в цель!

Именно владение своим энергетическим вектором, концентрированная целеустремленность создает успех в нашей жизни. Только направленность энергетики человека, подобно направленному взрыву или лазеру - пробивает пространство и время и выжигает его имя в истории! 

ИСПЫТАНИЕ ПАДИШАХА


Тот, кто научился управлять своим  разумом, обретает власть над всей Природой.
(Буддистская мудрость.)

Интересно, что еще задолго до космической эры мудрые люди ценили и культивировали это  личностное качество - концентрацию внимания. Есть такая восточная притча…

- У одного падишаха был любимый советник, он же приближенный визирь и правая рука, который был ему опорой во всех государственных делах. Но у этого мудрого советника было множество врагов, которые ему завидовали. И вот завистники стали  очернять его, утверждая, что этот советник больше не может точно и эффективно выполнять поручения падишаха, как раньше. Враги нашептывали падишаху, что он не способен к ответственным поручениям, потерял свою былую работоспособность и от него надо избавиться. И падишах решил проверить своего приближенного, назначив ему серьезное испытание.

А испытание падишаха было следующим - его советник должен пронести поднос, до краев наполненный жидким маслом, не пролив ни капли, по извилистой и сложной городской стене. Если советник прольет хотя бы одну каплю масла - ему отрубят голову. И в назначенный час опальный визирь падишаха пошел по извилистой городской стене, глядя только на поднос в руках и на дорогу под ногами. А враги советника стали его преследовать, смешить, шуметь, оскорблять, злобно шутить над ним, пытаясь помешать и заставить пролить растительное масло из подноса. Но советник шел, полностью сосредоточившись на своем испытании, твердо держа поднос в руках и не проливая ни капли масла. Тогда враги стали даже кричать и стрелять из пистолета рядом с ним, пытаясь напугать и сбить его. Но визирь сосредоточенно шел и шел к своей цели, абсолютно не отвлекаясь на шумы и помехи…

Наконец, испытание закончилось полной победой советника, который прошел всю стену, не пролив ни одной капли масла! Обвинители были посрамлены, а визирь заслужил награду и уважение от падишаха. После испытания падишах спросил, как же ему удалось выдержать испытание при таком количестве мешающих людей, которые даже стреляли и кричали. На что советник с  удивлением воскликнул: «О, мой повелитель! Ты шутишь? Я не слышал никаких криков и выстрелов и думал только о том, что я должен  дойти до цели, не пролить масло и выполнить твое задание!»

Конец истории. Попробуйте проделать подобное хотя бы с водой, и вы оцените степень владения собой этого приближенного советника.

В восточных практиках правильная концентрация разума - это путь к Богу. Именно так. Не больше и не меньше. В процессе медитаций ученики стремятся достигнуть осознанного отрешения своим разумом от любых телесных проблем, беспокойств, болезней, а также негативных чувствах, ненужных эмоциях и лишних ощущениях. Ведь они только отвлекают от главного - приближения к познанию Бога. И надо сказать, своя большая сермяжная правда в этом есть, вот бы и нам также не зависеть от всяческих неприятностей, проблем и стрессов, преследующих цивилизованного человека.

На следующем этапе ищущие истину учатся направлять свой разум на более полезные объекты внимания - на чакрах, на третьем глазе, на единственной важной мысли, на сердце, на образах мертвых и живых людей, на любви ко всему живому, на божественной радости и благодарности к Творцу. При этом необходимо научиться концентрации на этих объектах в течение нескольких часов без перерыва! И только когда ученики уже хорошо подготовлены, они учатся достигать полной концентрации на самом святом - на божественном слиянии со всем существующим миром и с самим Всевышним. Это и есть просветление и нирвана. Говорят, если вы сумеете ее достигнуть, ваш труп не будет даже разлагаться, а останется бодрым и свеженьким. Так что есть, за что бороться.

Проверьте свою концентрацию на следующих упражнениях.

Упражнение «Бокал». Налейте рюмку или бокал с водой до самых краев. Осторожно возьмите сосуд, аккуратно полностью вытяните вперед руку с бокалом. Добейтесь абсолютно сконцентрированного состояния, чтобы поверхность воды даже не дрожала от вибраций вашей руки. Если получилось, переходите ко второму этапу. Очень медленно пройдите от одной стены помещения до другой и обратно. Если получилось не пролить ни капли, считайте, что вам вполне по силам быть правой рукой падишаха. Или хотя бы вашего генерального директора.

Упражнение «Счет». Чтобы не залить соседей, предложим вам более простое дзенское упражнение на управление концентрацией. Это упражнение одновременно является и хорошим способом сосредоточиться, успокоиться и собрать внимание перед важной ситуацией, переговорами, выступлением. Сидя спокойно и молча, медленно досчитать в уме от одного до тридцати, полностью концентрируя внимание на цифрах. Есть два варианта упражнения. С закрытыми глазами - более простой вариант. С открытыми глазами - более сложный, здесь больше отвлекающих факторов. Если любая посторонняя мысль или отвлечение даже на самый тихий шум или предмет хотя бы чуть-чуть отвлекает от счета - все начинается сначала. Думать только о цифрах! Если удалось (честно!) без отвлечения досчитать до тридцати, даже на сложном варианте - это неплохой показатель владения концентрацией внимания!

Упражнение «Божественная Любовь». Представьте, что вы буддист. Вы спокойно сидите и медитируете на образ любимого человека или человека, которого вы могли бы полюбить. Для этого упражнения можно любовь понимать в более широком смысле, не сколько как плотскую, сколько как духовную, поэтому для медитации подойдет образ человека любого пола. Концентрируетесь на чувстве любви, приятия, нежности, понимания, благодарности, восхищения к нему. Представляйте, как этот человек сидит, ходит, смотрит. А также улыбается, говорит, слушает, выражает эмоции. Ищите в его образе то, что достойно этой любви и восхищения еще и еще раз. Делать столько, сколько позволяет время. Любви много не бывает. 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ?


Ты находишься там, где пребывают твои мысли. Позаботься, чтобы твои мысли пребывали там, где ты хочешь быть.
Раби Нахман, еврейский мудрец

Для углубленного понимания, разберемся более точно, что такое концентрация внимания? Определение этого понятия следующее:

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ - ЭТО УМЕНИЕ НАПРАВЛЯТЬ И УДЕРЖИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ И СОЗНАНИЕ НА ЛЮБОЙ, ДАЖЕ НЕИНТЕРЕСНЫЙ ОБЪЕКТ.

Другими словами, это умение управлять своим вниманием. По-сути, владение концентрацией внимания и волевые качества - это синонимы. Если у вас высокая концентрация, значит, у вас развитая воля. И наоборот. Если у вас развитые волевые качества - значит, у вас высокая концентрация. Можно сказать, что концентрация внимания - это «мышцы» нашей психики, нашей силы воли!

Один из самых волевых людей в истории человечества, Наполеон Бонапарт, воплощал следующий главный принцип своей жизни:

«Если в совершении великого дела ты вдруг почувствуешь, как нестерпимая боль, смертельная усталость или животный страх сковывает твои члены, сожми в кулак последние силы и сделай еще один шаг. И тотчас же все боги устремятся к тебе на помощь!».

Интересно, что только наличие произвольной концентрации внимания принципиально отличает нас от животных. У животных есть практически все функции, которыми так гордится человек. Мышление, эмоции, даже речь - в зачаточном состоянии, но все это есть. И только одно отличает нас в выгодную сторону от братьев наших меньших - произвольная, другими словами, подчиненная воле, концентрация внимания. У животных произвольной концентрации нет, как и волевых качеств - у них работает только «непроизвольное» внимание. Для примера, где находится внимание собаки? На интересных сигналах от внешнего мира - на вкусной косточке, на собственном хозяине, на наглой кошке, на вкусном запахе, на движении новых объектов, на угрожающих звуках и так далее. Внимание собаки сосредоточено на сигналах от мира. Что будет происходить с собакой, если таковых сигналов нет? Правильно, она кладет голову на лапы и засыпает. Нет сигналов - нет жизни. У собаки нет произвольной, подчиненной собственной воле, концентрации внимания. Собаку невозможно заставить смотреть на неинтересный объект, например, на какую-нибудь секундную стрелку…

- Что я - дура? - скажет она вам. Вот дайте мне мяса кусочек понаблюдать, это другое дело!

У собаки есть только непроизвольная  концентрация внимания, зависящая только от внешних сигналов окружающего мира. Собака живет в мире рефлексов по типу стимул - реакция, это лучше всех знал знаменитый физиолог академик Павлов, замучивший немало ихнего брата.

Мы, люди, тоже немного собаки. Мы тоже зависим от сигналов от внешнего мира, от звуков, движений, запахов, все это тоже дергает наше внимание. Но благодаря наличию волевых качеств, мы принципиально отличаемся от собак. Мы можем, если сами решим, что нам это нужно, направлять внимание на любой, даже неинтересный объект. Это может быть объект, связанный с работой, с учебой, даже просто на спор с самим собой, но мы способны себя заставить делать то, что не захватывает нашего внимания и не несет нам сиюминутной и очевидной выгоды.

НАШЕ СОЗНАНИЕ МОЖЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО УПРАВЛЯТЬ НАШИМ ВНИМАНИЕМ!

Правда, эта способность у нас все-таки разная, как в разной степени развиты волевые качества. У человека обычного - рассеянное внимание. Ему трудно собраться, сосредоточиться, отстраниться от желания отреагировать на отвлекающие сигналы и соблазны внешнего мира - отдохнуть, развлечься, поиграть в компьютерные игры, получить сиюминутное удовольствие - и результаты его деятельности обычные. Человек же волевой умеет собраться и достичь результата. Концентрация - это результат!

Я, например, всегда завидовал товарищам - студентам, которые могут себе позволить филонить, не ходить на лекции весь семестр, отдыхать или подрабатывать, но зато за последние три ночи с помощью высочайшей концентрации и железного зада способные выгрызть гранит учебника и добиться результата на экзамене! Конечно, вопрос к качеству такого обучения, но результата такие студенты все-таки достигают!

Дети - еще больше собаки, чем взрослые. Почему очень многие дети слабо учатся и вызывают недовольство учителей и родителей? Не потому, что они глупые. Нет. Дети - умные и способные существа. Проблема таких детей только в одном - во временной неразвитости произвольной концентрации внимания. У них нет еще волевых качеств в нужной степени. Подсчитано, что на одном задании дети могут концентрировать свое внимание в классе не более 5 минут. Им очень трудно себя заставить делать что-то малоинтересное, не цепляющее их внимание. Вспомните третий класс. Где на уроке находится внимание детей? Верно, на сигналах от мира - разговор с соседом, рисунок на парте, бантик  соседки впереди, новая авторучка, птичка за окном, шум за дверью, муха зажужжала… В ряду этих интереснейших событий учитель со своей доской - событие не слишком любопытное.

На что уходит на уроке львиная доля усилий учителей? Вспомнили? На то, чтобы хоть как-то захватить внимание! На то, чтобы хоть как-то быть интересными для детей, хоть как-то стать более важным объектом, чем муха! Каждый педагог пытается это сделать по-своему. Кто-то из учителей находит новые подходы, интересные факты, кто-то устраивает соревнования, кто-то постоянно меняет род заданий, кто-то держит класс на страхе, но если не удается героическими усилиями захватить внимание, урок полностью разваливается… И причина этого слабого внимания, раздражающего родителей и учителей - одна. Из физиологии человека известно, что мозг ребенка формируется в полной мере только к 12 годам. Только к этому времени все отделы мозга уже физиологически не отличаются от мозга взрослого человека. Также как и отделы мозга, отвечающие за волевые качества. Полностью можно спрашивать с ребенка только с 12 лет - к этому времени его личность физиологически уже готова отвечать за свое внимание, поведение, учебу. Спрашивать же с него раньше - это все равно, что спрашивать с собаки, почему она не освоила таблицу логарифмов.

И только в старших классах подростки уже способны задуматься о перспективах и сосредоточить свое внимание на долгосрочной выгоде - профессии, институте, будущем деле. Только тогда они осознают необходимость работы уже сейчас на свое будущее и хоть как-то «берутся за ум» - и все-таки направляют уже сформировавшиеся волевые качества на обучение и сдачу экзаменов. Однако приходиться признать, что далеко не все.

Детям - это еще простительно, но когда мы видим взрослого с концентрацией внимания ребенка, чтобы не сказать, собаки, это разочаровывает. Это говорит только о том, что человек остановился в развитии на ранней стадии, не случилось ему повзрослеть… Это обидно и является признаком того, что потенциал человека остался нереализованным и даже погубленным неумением им воспользоваться. Никакая личная эффективность и успешность невозможна без развитой концентрации внимания! 

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО НАУКЕ


Вы, наверное, догадываетесь, что психология уже придумала более точные инструменты, взамен тазикам с маслом, для диагностики столь важной психической функции, как внимание. Если вы считаете, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь, можете рискнуть. Предлагаем вам проверить уровень концентрации внимания себя, а если вы еще и руководитель, уровень рассеянности подчиненных. Три последующих теста на внимание являются самыми достоверными тестами, существующими на данный момент в психологии.

Методика Мюнстерберга представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.

1 2 3


Ассоциация профессионалов личностного роста
Учредители